Верховный Суд Российской Федерации разъяснил вопросы, связанные с арбитрабельностью споров из закупок

Максим Кульков (управляющий партнёр), Кристина Алекса (юрист), «Кульков, Колотилов и партнёры»

Аннотация: в решениях по делам No. А12-39725/2017, No. 40-212856/2017, No. 40-158635/207, No. 40-185774/2017 и No. 40-48734/2018 Верховный Суд РФ подтвердил, что неарбитрабельность споров из договоров в рамках государственных закупок не распространяется на закупки в рамках 223-ФЗ, осуществляемые юридическими лицами. Названные пять решений приняты в развитие позиции, сформулированной ВС РФ в июле 2018 года.

В июле 2018 года ВС РФ вынес решение, в котором указал, что неарбитрабельность споров из госзакупок не распространяется на закупки, осуществленные в рамках 223-ФЗ, в том числе с участием юридических лиц, аффилированных с государством. За последние два месяца Верховный Суд рассмотрел целый ряд новых споров, в которых уточнил июльскую позицию касательно ограничений арбитрабельности в связи с наличием публичного интереса.

В решении по делу No. А12-39725/2017 Верховный Суд установил арбитрабельность спора из договора субподряда, заключённого в рамках исполнения генерального государственного контракта с Министерством спорта на строительство стадиона к чемпионату мира по футболу. Суд счёл, что содержащаяся в преамбуле договора субподряда ссылка на госконтракт сама по себе не влечёт неарбитрабельность споров из такого договора субподряда. Этот подход был подтверждён в деле No. А40-212856/2017, в котором присутствовало два элемента публичного интереса: договор с юридическим лицом с косвенным государственным участием (первый элемент), заключенный в рамках федеральной программы (второй элемент).

Аналогично и в деле No. А40-158635/2017 суд первой инстанции ошибочно счел, что заключение договора при наличии двух перечисленных выше элементов явно свидетельствует о наличии публичного интереса, в связи с чем спор неарбитрабелен. Позицию нижестоящего суда скорректировал суд кассационной инстанции, а после – поддержал и Верховный суд со ссылкой на позицию, сформулированную в июле 2018 года. Тем не менее в итоге суды всё же отказали в признании арбитражного решения, но на основании нарушения публичного порядка.

В рамках дел No. А40-185774/2017 и А40-48734/2018 Верховный Суд отменил решения нижестоящих судов, вновь сославшихся на государственную программу как основание для признания спора неарбитрабельным. ВС РФ указал, что сама по себе деятельность в рамках государственной программы, даже подконтрольной Правительству РФ, ещё не означает, что все споры из договоров, заключённых в рамках данной программы в порядке 223-ФЗ, являются неарбитрабельными. В деле No. А40-185774/2017 Верховный Суд также указал на необходимость изучения «правовой и экономической природы» госпрограммы: например, на предмет того, финансируется ли данная программа из федерального бюджета.

Последняя практика демонстрирует последовательное продолжение Верховным Судом его июльской позиции – признавать неарбитрабельными только те споры, в отношении которых законодатель явно, т.е. в законе, выразил свою волю на подобное ограничение. В то же время ряд судебных актов (в том числе по делу No. А40-158635/2017) демонстрируют, что в случае спорной квалификации арбитрабельности суды прибегают к альтернативному основанию отказа в признании и приведении в исполнение – публичному порядку.

Решения ВС РФ по делам:

  • А40-158635/2017, 305-КГ18-19492, 3 декабря 2018;
  • А12-39725/2017, 306-ЭС18-8105, 10 декабря 2018;
  • А40-212856/2017, 305-ЭС18-21184, 25 декабря 2018;
  • А40-185774/2017, 305-ЭС18-16908, 21 января 2019;
  • А40-48734/2018, 305-ЭС18-24266, 22 января 2019.

 

Полный материал на английском языке опубликован в издании Practical Law («Supreme Court of Russia clarifies arbitrability of procurement disputes») и доступен для скачивания в pdf (размещается с разрешения издателей).