Сайт Pravo.ru взял у Максима Кулькова, управляющего партнера KK&P, комментарии о российских юридических бутиках

Сайт Pravo.ru взял у Максима Кулькова, управляющего партнера «Кульков, Колотилов и партнеры», комментарии о российских юридических бутиках.

Pravo.ru: Как формировалась сама тенденция? Очень хочется узнать личную историю — при каких обстоятельствах и как было принято решение уйти от ильфов, каковы были шансы на успех, какие препятствия пришлось преодолевать, какие ожидания оправдались, а от каких идей пришлось отказаться.

Максим: Тенденция уйти в собственный бизнес формировалась очень долго и непросто. Постепенно я понял три вещи. Первое, что разрешением споров в наше время стало наиболее востребованным и прибыльным направлением юридической практики. Второе, что мне бы не хотелось делится этой прибылью с убыточными практиками, от которых взамен получаешь бюрократию и конфликты интересов. Третье, что я больше ничего не умею, кроме как разрешать споры, но зато это делаю хорошо. Эти три вещи были главным стимулом уйти со своими партнерами в самостоятельное плавание.

Pravo.ru: В чём преимущества «бутикового» формата работы? Каковы конкурентные преимущества компании?

Максим: Гибкость в ценовой политике (возможно работать на гонораре успеха, давать скидки, если заинтересованы в развитии направления или клиента и т.п.). В больших фирмах часто эти вопросы упираются в бюрократические внутренние согласования. Также практически отсутствует конфликт интересов. Партнеры тесно вовлечены во все проекты, то есть это — не юридическая фабрика, где подчас партнер присутствует только на первой встрече с клиентом, а в следующий раз появляется, когда надо выставить счет. У нас партнеры принимают тесное участие в проектах. Соотношение партнер – юрист составляет примерно  один к двум.

Pravo.ru: С какими проблемами приходится сталкиваться? В чём сложности по сравнению с крупными компаниями?

Максим: Проблема бэк-офиса. Мы поняли, что даже если в фирме 5 – 10 юристов, они нуждаются в том же количестве обсуживающего персонала, что и фирма с 20 – 50 юристами (секретари, паралигалы, бухгалтерия, IT, маркетинг, PR, курьеры, кадровик и т.п.). То есть на одного зарабатывающего приходится примерно один обслуживающий, которым надо руководить, которому надо платить зарплату и предоставлять рабочее место. Эту проблему мы стараемся решать с помощью привлечения, по возможности, внештатных сотрудников на такие должности.

Pravo.ru: Клиенты юрфирм-бутиков — кто они?

Максим: Большинство наших клиентов – те же самые, что были у нас в крупных  юр.фирмах. Примерно 60 % – международные компании, остальные – российские.

Pravo.ru: Как компания чувствует себя в кризисный период? Насколько ощутимы финансовые сложности? Каковы прогнозы на ближайший год-два — как для вашей фирмы, так и для компаний-бутиков в целом?

Максим: Мы себя чувствуем очень хорошо, кризис порождает новые и новые споры, а споры – это наш хлеб. За первый год мы полностью выполнили наш бизнес план. Сейчас мы переезжаем в новый большой офис и думаем в этом году несколько расширить штат.

Pravo.ru: В Великобритании прогнозируют рост числа нишевых юрфирм в ближайшие годы. Каков прогноз для России?

Максим: Тот же самый.

Pravo.ru: Совет тому, кто хочет уйти из big law и открыть собственную практику?

Максим: Самое сложное при уходе продолжать оказывать такой же уровень сервиса. Если этого не удастся, то вы встанете в ряд с тысячами российских мелких неказистых юрфирм. Стоит ли тогда игра свеч?

Статья pravo.ru «Юридические бутики: как основать собственный юридический бизнес в разгар кризиса»