Practical Law: Предложение Министерства юстиции РФ по возможному усилению регулирования арбитража и введению стоп-листа ad hoc арбитров

Аннотация: 14 июня 2022 года Министерство юстиции РФ опубликовало проект закона о внесении изменений в российское арбитражное законодательство. Это первые крупные изменения правового регулирования арбитража с 2017 года.

Максим Кульков (управляющий партнер), Андрей Чайка (помощник юриста), KK&P

Министерство юстиции РФ (Минюст) опубликовало проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»» ‑ первые крупные изменения в закон с 2017 года. Проект закона предполагает повышение роли Минюста в регулировании арбитража, установление новых ограничений для ad hoc арбитража, расширение круга субъектов арбитражного разбирательства и внесение ряда организационных изменений, затрагивающих арбитражные учреждения.

Одним из основных изменений является разрешение государственным органам, публично-правовым образованиям и иностранным структурам без образования юридического лица выступать в качестве сторон арбитража. Ранее это не признавалось напрямую и вызывало проблемы на практике. Данное изменение может решить все еще возникающие в ходе разрешения споров вопросы относительно арбитрабельности споров с участием юридических лиц, контролируемых государством, и самих государственных органов.

Проект закона предусматривает создание в России двух государственных реестров. В первом будут указаны российские и иностранные арбитражные учреждения, которым Минюст предоставил право на администрирование арбитража в России. Во втором реестре — реестре «недобросовестных арбитров», будут указываться имена арбитров, решения которых были отменены или не приведены в исполнение государственными судами в связи с процессуальными нарушениями проведения ad hoc арбитража. Дальнейшее рассмотрение такими арбитрами споров в ad hoc арбитраже будет невозможно, поскольку вынесенные ими решения будут считаться принятыми с нарушением установленной законом процедуры арбитража.

Проект закона также включает в себя:

  • Требование о раскрытии участниками арбитража информации о финансировании разбирательства третьими лицами (third-party funding).
  • Положение о том, что постоянно действующие арбитражные учреждения (ПДАУ) могут рассматривать ходатайства о принятии обеспечительных мер до формирования состава арбитража, если это предусмотрено сторонами в арбитражном соглашении.
  • Установление для единоличных арбитров и председателей третейских судов в ad hoc арбитраже требования к минимальному опыту разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских или государственных судей, который должен составлять десять лет.

 

Также предполагается, что после внесения изменений в закон одного арбитра можно будет включить не более чем в пять (а не в трех, как указано в текущей редакции закона) списков рекомендованных арбитров ПДАУ.

Проект закона также расширяет полномочия Минюста по контролю и надзору. В частности, Минюст получит право приостанавливать деятельность ПДАУ в случае выявления в ходе его деятельности нарушений закона. Кроме того, Минюст будет единственным компетентным органом в вопросе включения или исключения арбитров из реестра «недобросовестных арбитров».

С одной стороны, проект закона предполагает некоторые положительные изменения в сфере арбитража. В то же время, усиление государственного регулирования арбитража, особенно деятельности ПДАУ и усиление давления на ad hoc арбитраж, вряд ли положительно скажется на развитии арбитража.

На данный момент проект закона прошел независимую антикоррупционную экспертизу и стадию общественных обсуждений, которые завершились в июне 2022 года. Ожидается, что он будет вынесен на рассмотрение парламента во второй половине 2022 года.

Полный материал на английском языке опубликован в издании Practical Law («Russian Ministry of Justice proposals likely to increase regulation of arbitration activity and introduce a blocklist of ad hoc arbitrators») и доступен для скачивания в pdf (размещается с разрешения издателей). Для получения дополнительной информации посетите сайт www.practicallaw.com или позвоните по телефону 020 7542 6664.