«Кульков, Колотилов и партнеры» отстояли интересы «Модум-Транс» в диффамационном споре – одном из первых в российской судебной практике, связанных с мессенджером «Телеграм»

Один из ведущих операторов грузовых железнодорожных перевозок, владелец крупнейшего инновационного парка на сети РЖД – «Модум-Транс» – столкнулся с репутационными рисками из-за публикаций в Телеграм-канале, содержащих недостоверные сведения о якобы неправомерных действиях при осуществлении клиентом предпринимательской деятельности.

Команда фирмы в лице управляющего партнера Максима Кулькова, юриста Александра Карловского и младшего юриста Наталии Дыгановой инициировала судебное разбирательство о защите деловой репутации клиента (дело № А56-53675/2023) против лица, являющегося владельцем Телеграм-канала.

Проект был осложнен тем, что найти достоверную информацию о владельце Телеграм-канала крайне затруднительно. Например, ставшие уже стандартными способы доказывания распространения диффамационных сведений именно ответчиком (обращение к сервисам whois, реестрам Роскомнадзора) вряд ли помогут доказать связь между Телеграм-каналом и его владельцем. Поэтому для победы в таких спорах нужны новые, нестандартные решения: доскональный анализ контента в самом Телеграм-канале, а также иных информационных ресурсах ответчика; поиск связей Телеграм-канала с другими информационными ресурсами.

Нам удалось собрать достаточное количество доказательств и убедить суд в том, что Телеграм-канал, в котором опубликована недостоверная информация, принадлежит именно ответчику (учредителю одноименного СМИ). В частности, суды согласились с тем, что наличие перекрестных ссылок на ресурсы СМИ в различных платформах распространения информации (веб-сайты, социальные сети, видеохостинги, мессенджеры) формирует презумпцию принадлежности указанных ресурсов СМИ.

В АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области команда фирмы добилась признания распространенных оппонентом сведений недостоверными и порочащими деловую репутацию клиента, а также опровержения и удаления указанных сведений. Суд апелляционной инстанции также поддержал данное решение, ставшее одним из первых в российской судебной практике об опровержении и удалении сведений, опубликованных в мессенджере «Телеграм».

Учитывая популярность мессенджера «Телеграм» (согласно открытой статистике Forbes, суточный охват среди всего населения РФ старше 12 лет достиг 47%), выводы судов в данном деле имеют огромное значение для эффективной защиты деловой репутации.