Комментарий Максима Кулькова о перспективах развития юридического рынка в России

Российский юридический рынок всего за три недели претерпел серьезные изменения. Десятки западных юридических фирм объявили о приостановке своей деятельности в России, а некоторые отечественные команды ильфов приняли решение о создании самостоятельных практик вне мастер-брендов. Журналисты «Право.ru» попросили экспертов дать комментарии о том, кто, по их мнению, займет нишу ильфов и с какими вызовами столкнется российский юридический рынок.

Максим Кульков, управляющий партнер фирмы «Кульков, Колотилов и партнеры», отмечает, что западные компании занимали лидирующие позиции в отраслях, где традиционно применяется иностранное право (прежде всего, английское): крупные M&A, рынок капитала, банковское право, инфраструктурные проекты и т.д. Теперь эту роль возьмут на себя рульфы, правда, не без ущерба эффективности: «При работе с иностранным правом без услуг зарубежных специалистов не обойтись. Те из наших, кто говорят: “Я и сам знаю американское право”, – шарлатаны», – считает Максим. Рульфы так или иначе будут сталкиваться с необходимостью обращаться к иностранным коллегам, испытывая дополнительные временные и денежные затраты, а иногда и работая испорченным телефоном.

По мнению Максима, в наибольшей степени изменения затронут сферу судебного представительства: «Сейчас официальная политика такова: “А, вы уходите с российского рынка! Так это не вы уходите, а мы вас выгоняем!” И введут, например, запрет на судебное представительство сотрудникам иностранных фирм», – отмечает партнер.

Значительные изменения, скорее всего, коснутся и бывших команд ильфов. Прежде всего, им придется выдержать высокую конкуренцию с рульфами: «Надо понижать зарплаты, привыкать к фиксированным ценам, а не к работе по часам». Крайне нелегко поддерживать высокое качество, имея низкий бюджет, рассуждает Максим: «Ильфы к этому не привыкли, пока будут адаптироваться, многие не выживут и развалятся».

Полная версия статьи: https://300.pravo.ru/story/239722/

Комментариями также поделились Денис Архипов (ЕПАМ), Екатерина Клейменова (LegalBranding), Сергей Пепеляев (Пепеляев Групп), Екатерина Тягай (Pen & Paper), Елена Успенская (консультант по маркетингу и продвижению), Евгений Шестаков (INTELLECT).