Как правильно сказать «нет»: Максим Кульков о том, когда следует отказать клиенту

Клиенты – главная ценность и основа существования любого бизнеса, в том числе юридического. Однако, прежде чем «хвататься» за потенциального доверителя, стоит взвесить «за» и «против». В комментарии для «Право.ru» управляющий партнер фирмы «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков рассказал о случаях, когда лучше потерять прибыль, чем снискать проблемы на свою голову.

Максим выделяет следующие причины отказа от потенциального сотрудничества:

 

  1. Конфликт интересов
  2. Сомнительная репутация клиента и (или) связь с преступным сообществом
  3. Намерение клиента использовать незаконные способы защиты, взятки и т.д.
  4. Очевидная неадекватность поведения клиента

 

Максим поделился лайфхаком, как отказать потенциальному клиенту, если он попадает под п. 2 – 4: «Удобный повод отказаться – сказать, что не можете из-за конфликта интересов (даже если его нет). Раскрывать, в чем именно конфликт, не обязательно. Если по каким-то причинам этот способ не подходит, можно «задрать» цену на услуги. Ну или сказать правду, но это может быть не безопасно».

Говоря о прекращении отношений с текущими клиентами, Максим отмечает, что причины для этого идентичны перечисленным выше с той разницей, что о них стало известно уже в процессе работы. Кроме того, к пересмотру политики сотрудничества с текущим клиентом может привести серьезная задержка оплаты им услуг: «С одной стороны, давить нельзя, всегда стоит входить в положение клиента и давать ему отсрочку, – говорит партнер, – с другой стороны, нельзя опоздать. Пока вы работаете, у клиента есть стимул платить. Как только вы закончили работу, остается надеяться только на порядочность клиента или юридические механизмы взыскания долга».

«Однажды, когда клиент не рассчитался с нами за ведение дела в первой инстанции, мы ждали, терпели и вели его в апелляции, – вспоминает юрист, – когда к первой просрочке добавилась просрочка за апелляцию, я однозначно дал понять клиенту, что до полного погашения долгов на слушание в кассации мы не пойдем. Они заплатили за день до заседания. Мы пошли».

 

Полный текст статьи доступен по ссылке: https://300.pravo.ru/story/238576/

 

Комментарии также предоставили: Надежда Бобина (Land Law Firm), Нина Боер (Адвокатское бюро «НБ»), Наталья Бокова (Казаков и партнеры), Владислав Варшавский (Варшавский и партнеры), Иван Веселов (BCLP Russia), Руслан Коблев (Коблев и партнеры), Дарья Константинова (Забейда и партнеры), Геннадий Курдюмов (Versus.legal), Олеся Петроль (Petrol Chilikov), Андрей Соломяный (Tax Compliance), Андрей Тимчук (Delcredere), Евгений Шестаков (INTELLECT).