Поправки в Закон об арбитраже

 

Максим Кульков (управляющий партнёр), Сергей Лысов (старший юрист), «Кульков, Колотилов и партнёры»

 

29 марта 2019 вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», введённые Федеральным законом от 27.12.2018 N 531-ФЗ. Они предусматривают ряд существенных изменений, включающих в себя:

  • изменение порядка создания и регистрации постоянно действующих арбитражных учреждений;
  • арбитрабельность корпоративных споров и споров, вытекающих из закупок;
  • ограничения деятельности арбитражей ad hoc.

 

Постоянно действующие арбитражные учреждения (ПДАУ)

Введённая в 2016 г. новым Законом об арбитраже система получения права на осуществление функций ПДАУ предусматривала два шага: рассмотрение заявки на получение статуса ПДАУ Советом по совершенствованию третейского разбирательства и одобрение этой заявки Правительством РФ на основании рекомендации Совета.

Теперь за одобрение полученных заявок отвечает Министерство Юстиции РФ. Помимо этого, перечень документов, прилагаемых к заявке, установлен в Законе.

 

Иностранные арбитражные учреждения

Внесённые поправки упростили процедуру получения права на осуществление функций ПДАУ для иностранных арбитражных учреждений – теперь создание филиала или представительства на территории России требуется лишь в том случае, если иностранное арбитражное учреждение планирует администрировать внутренние споры.

Помимо этого, Совет по совершенствованию третейского разбирательства определил критерии наличия у иностранного арбитражного учреждения широко признанной международной репутации.

Несмотря на то что новые требования вступили в силу лишь недавно, они уже были успешно применены на практике: 4 апреля 2019 года Совет рекомендовал Министерству Юстиции РФ предоставить право на осуществление функций ПДАУ Гонконгскому международному арбитражному центру.

 

Арбитрабельность корпоративных споров

В соответствии с новыми правилами, принятие специальных правил арбитража корпоративных споров не требуется для администрирования споров, вытекающих из соглашений участников по поводу управления юридическим лицом. Для рассмотрения как данной категории споров, так и споров по искам участников юридического лица о признании недействительными совершенных им сделок, больше не требуется заключение арбитражного соглашения всеми участниками общества.

 

Арбитрабельность споров из закупок

В июле 2018 года Верховный Суд РФ окончательно разрешил вопрос об арбитрабельности споров из закупок, указав, что на закупки, совершаемые отдельными видами юридических лиц (в том числе с государственным участием), правила о неарбитрабельности споров из государственных закупок не распространяются.

Новые положения Закона об арбитраже закрепляют арбитрабельность таких споров при наличии двух условий: администрировании спора ПДАУ и выборе Российской Федерации в качестве места арбитража.

 

Арбитраж ad hoc

Поправки предусматривают ряд ограничений арбитража ad hoc: теперь лица, действующие без статуса ПДАУ, не могут выполнять функции администрирования споров (включая получение арбитражных сборов) под угрозой неисполнимости арбитражного решения.

Данные ограничения направлены на то, чтобы не допустить создание фиктивных арбитражных институтов на основании норм об арбитраже ad hoc.

 

Комментарий

С большой долей вероятности внесённые изменения, такие как упрощение процедуры получения разрешения на осуществление функций ПДАУ иностранными арбитражными учреждениями и увеличение количества арбитрабельных категорий споров, положительно повлияют на развитие арбитража в России.

В то же время ограничения арбитража ad hoc демонстрируют стремление Правительства ограничить сферу арбитража исключительно деятельностью ПДАУ. Это было и остаётся одной из основных целей арбитражной реформы в России. Оправдает ли себя эта система, покажет лишь время.

Полный материал на английском языке опубликован в издании Practical Law («Amendments to Russian Arbitration Law») и доступен для скачивания в pdf (размещается с разрешения издателей).