Николай Покрышкин, партнер KK&P, выступил в ТПП РФ на IV Международной конференции «Антикризисное управление в современных экономических условиях»
26 ноября 2015 Николай Покрышкин выступил в ТПП РФ на IV Международной конференции «Антикризисное управление в современных экономических условиях» с темой «Субсидиарная ответственность при банкротстве — проблемы правоприменения»
26 ноября 2015 в ТПП РФ состоялась IV Международная конференция «Антикризисное управление в современных экономических условиях». Мероприятие посетили 374 участника, в том числе из регионов России, а также стран СНГ. Среди присутствующих были представители органов государственной власти, общественных организаций, научных и образовательных учреждений, специалистов по вопросам антикризисного управления, представителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; арбитражные управляющие, представители ассоциаций российских и региональных банков России, операторы электронных торговых площадок, организаторы и участники торгов, члены Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности и иные заинтересованные лица.
Деловая программа была открыта пленарным заседанием, модератором которого выступил вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко. Он напомнил, что в составе Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности действует подкомитет по антикризисному управлению, который ведет активную работу по продвижению позиции ТПП РФ в государственных органах, проводит экспертную работу в части подготовки предложений по совершенствованию законодательства в сфере банкротства. Однако в этой сфере много проблемных зон, которые Владимир Страшко и предложил обсудить участникам конференции.
С приветственным словом перед участниками выступил Президент ТПП РФ Сергей Катырин, обратив внимание на то, что кризис, как правило, является толчком для изменений законодательства о банкротстве. Также необходимо уделить обсуждению реализации дорожной карты «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)», первым пунктом которой является внесение изменений в законодательство о несостоятельности (банкротстве) в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления, концептуально меняющих подходы к оздоровительным процедурам в России, что особенно важно в современных экономических условиях. Согласно анализу статистики арбитражных судов РФ подавляющее большинство составляют процедуры конкурсного производства – 96,6 %, а восстановлением платежеспособности закончились менее 0,2 процента. Палата концептуально поддерживает необходимость нового законопроекта, однако необходимо тщательно подойти к вопросу баланса интересов кредиторов и должника, не допуская перегибов в интересах какой-либо стороны. Предлагаемый должником план антикризисного управления должен предусматривать больше прав и возможностей по восстановлению его платежеспособности, в том числе по реструктуризации кредитной задолженности при обязательной антикризисной реструктуризации должника в согласованные с кредиторами сроки. Это предоставит должнику выбор: либо самому инициировать реабилитационные процедуры либо подвергаться риску быстрой принудительной ликвидации. Сергей Катырин затронул также социальную сторону банкротства. По его мнению, привлечение средств третьих лиц для погашения задолженности по оплате поможет в случае банкротства работодателя удовлетворить текущие платежи по оплате труда приоритетно перед требованиями об уплате задолженности по налогам и сборам. Президент Палаты также напомнил о необходимости разработки юридических механизмов регулирования отношений в сфере трансграничной несостоятельности, которые в настоящий момент в РФ отсутствуют. Как руководитель российской части деловых советов ШОС и БРИКС Сергей Катырин видит это крайне важным в рамках текущей политики интеграции и расширения внешнеэкономических связей.
Далее с докладом выступил заместитель председателя Комитета ГД по вопросам собственности Владимир Афонский, где привел статистику: в России более половины населения имеют кредиты, а каждый пятый кредит не обсуживается в срок. С просроченными долгами в России живут более 2 млн человек, темпы прироста задолженности очень высоки, а ужесточение требований банков лишило возможности рефинансировать долги. В этой связи финансовая реабилитация – единственная возможность вернуться к нормальной жизни, выработать план реструктуризации. Владимир Афонский также обратил внимание, что необходимо ужесточить надзор за арбитражными управляющими и повысить штрафы для операторов площадок, с которых продается имущество должников. Это поможет повысить доверие к процедуре реабилитации.
Бывший заместитель председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заслуженный юрист РФ Василий Витрянский в своем выступлении выразил обеспокоенность тем, что законодательство о банкротстве в России меняется слишком часто. По его словам, за последние 7 лет было инициировано более 49 поправок в законодательство, большинство из которых принимались в конце декабря и вступали в силу почти сразу. «Перманентная реформа или управляемый хаос – вот как называется текущее состояние законодательства», — заявил он. По его мнению, «конвейер» по разработке законов подменил работу о выяснении причин неэффективности первичного законодательства – никто не интересуется мнением профессионального сообщества. В 2014 году из 15 тыс. дел в стадию финансового оздоровления перешли только 22. Причин этого никто так и не выяснил. Василий Витрянский обратил внимание на ряд непродуманных моментов в предложенных законопроектом изменениях. Так, например, возникает вопрос: «Какой кредитор в здравом уме проголосует за план реструктуризации, который рассчитан на 8 лет?». При этом суд может утвердить план вопреки мнению кредиторов, однако для этого необходимо наличие одного из 12 условий. По его словам, законопроект очень запутан и в случае принятия будет иметь такую же эффективность, как и предыдущий, если не ниже.
Начальник Управления обеспечения процедур банкротства ФНС России Константин Чекмышев также изложил свою точку зрения. По его мнению, основная проблема текущего законодательства в том, что к ответственности привлекаются номинальные лица, поэтому реальных взысканий нет. Коллеги поддержали его, предложив ввести арест имущества с момента подачи искового заявления.
С докладами о актуальных вопросах совершенствования института банкротства в России также выступили: Марина Соколова Заместитель начальника управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Росреестра, Диана Конькова- – Начальник отдела трудовых отношений Минтруда России, Татьяна Пономарева — представитель Всемирного банка в Москве, Сергей Григорян – начальник аналитического отдела Ассоциации Российских банков.
Экспертное мнение по указанным вопросам высказали Рустем Мифтахутдинов — судья ВАС РФ в отставке и Артур Трапицын — Зам.председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, Председатель Совета НП СОАУ «Меркурий».
Николаем Покрышкиным в его выступлении на тему «Субсидиарная ответственность при банкротстве — проблемы правоприменения» было выделено 4 основных проблемы, связанных с привлечением к субсидиарной ответственности, а именно:
- Проблема 1. Слабо сбалансированный подход судов к привлечению контролирующих лиц к субсидиарной ответственности;
- Проблема 2. Затруднительность на практике фактического исполнения судебных актов о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности;
- Проблема 3. Неэффективное применение института обеспечительных мер к контролирующим лицам должников и их активам;
- Проблема 4. Недостаточное исследование обстоятельств дела (особенно, экономического аспекта) судами в связи с относительной редкостью проведения судебных экспертиз по таким делам.
По итогам пленарного заседания было решено продолжить обсуждение аспектов законодательства о несостоятельности на соответствующих тематических секциях: «Институт несостоятельности (банкротства) физических лиц в Российской Федерации», «Персональная ответственность руководителей и владельцев при банкротстве предприятий», «Трансграничный эффект банкротства», «Практика проведения электронных торгов в рамках процедур банкротства».
По окончании секций принята резолюция, которая будет доработана с учетом высказанных замечаний и предложений сформированной рабочей группой и станет основой для подготовки и направления обращения в правительство и законодательные органы.
Подробные материалы Конференции, фотоотчет, а также текст резолюции размещен на сайте www.re—structuring.ru