Комментарий Владислава Родионова и Анастасии Шкваровой об арбитрабельности споров между генподрядчиками по госконтрактам и их субподрядчиками
Тот факт, что генподрядчик в конечном итоге выполняет деятельность, направленную на удовлетворение публичных нужд, напрямую не должен влиять на возможность рассмотрения его споров с субподрядчиками третейским судом. Указанный факт сам по себе не влечет публичный характер спора, считает Анастасия Шкварова, «Кульков, Колотилов и партнеры». «Надеемся, что целью передачи ВС этого дела на рассмотрение коллегии является подтверждение такой позиции. Иное непременно повлечет снижение привлекательности арбитража как альтернативы государственному суду», – отмечает она и напоминает, что ранее определением ВС РФ от 11.07.2018 № 305-ЭС17-7240 были признаны арбитрабельными споры, возникающие из контрактов, заключенных в соответствии с № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Владислав Родионов из «Кульков, Колотилов и партнеры», её коллега, отмечает другую сторону вопроса. Намного интереснее позиции по арбитрабельности то, что Верховный суд может признать государственным контрактом договор субподряда, заключенный во исполнение госконтракта генеральным подрядчиком с субподрядчиком без проведения специальных процедур по 44-ФЗ, отмечает он. Судя по тому, что в определении о передаче дела особое внимание уделено тому, что договор субподряда, содержащий арбитражную оговорку, был заключен во исполнение госконтракта, именно квалификация такого договора госконтрактом будет главным вопросом рассмотрения суда, считает Родионов.
Если Верховный суд признает такого рода договор госконтрактом, возникнет сразу несколько вопросов, говорит Родионов:
- Любой ли контракт, заключенный во исполнение госконтракта, сам тоже является госконтрактом?
- Применяется ли такое расширительное толкование госконтракта только к вопросам арбитрабельности споров или к иным аспектам тоже? В частности, должны ли субподрядчики по таким договорам выбираться по правилам закона о госзакупках?
- Как быть с субъектным составом закона о госзакупках: его действие распространяется на ограниченный круг лиц, указанных в законе?
- Что произойдет с договорами субподряда, которые заключают генподрядчики госкомпаний на объектах, строительство которых происходит за рубежом, поскольку зачастую такие контракты содержат арбитражные оговорки?
Остается надеяться, что Верховный суд в определении, которое, возможно, будет принято уже 5 декабря, даст ответ на эти и многие другие возникающие вопросы, отмечает юрист.
Полный текст: «ВС решит, арбитрабельны ли споры между подрядчиками по госконтрактам»
Подробнее: Владислав Родионов