ЕС расширяет критерии для включения в санкционные списки
Авторы: со-руководители Санкционной практики управляющий партнер Максим Кульков и советник Артем Антонов
Что случилось?
Пока весь мир следит за согласованием 11 пакета санкций, 5 июня Совет ЕС внес небольшие, но значимые поправки в Решение 2014/145/CFSP и корреспондирующую ему Резолюцию № 269/2014, которые поставили под риск попадания в санкционные списки значительный круг лиц, а именно:
- Родственников ведущих бизнесменов;
- Иных лиц, через которые ведущие бизнесмены структурировали ведение бизнеса, либо которые извлекали выгоды от помощи данным лицам в обходе санкций;
- Бизнесменов, которые генерируют «существенный» доход для РФ.
В предлагаемом Вашему вниманию обзоре Максим Кульков и Артем Антонов детально разбираются в том, что именно изменилось, а также рассказывают, какие популярные схемы для избежания санкций больше не работают.
Что изменилось?
Изменился пункт (g) статьи 3 Резолюции № 269/2014, которая перечисляет категории лиц, подлежащих включению в список.
В старой редакции пункт звучал примерно так (официального перевода нет):
«ведущие бизнесмены, юридические лица, компании и организации, занятые в экономических секторах, составляющих существенный источник дохода для Правительства РФ, которое несет ответственность за аннексию Крыма и дестабилизацию Украины».
Новая редакция:
«ведущие бизнесмены, осуществляющие деятельность в России, и их ближайшие родственники или иные физические лица, получающие от них выгоду, или бизнесмены, юридические лица, компании и организации, занятые в экономических секторах, составляющих существенный источник дохода для Правительства РФ, которое несет ответственность за аннексию Крыма и дестабилизацию Украины».
Краткий анализ:
Пояснения:
Совет ЕС в преамбуле дает скромные пояснения вносимых изменений. Ниже представлены краткие выдержки и комментарии к новой редакции:
Ведущие бизнесмены
- «Правительство РФ систематически позволяло известным российским бизнесменам накапливать свое богатство через эксплуатацию природных и других общественных ресурсов». Из этого можно сделать вывод, что первой группой «уточненных» целей будут предприниматели, деятельность которых связана с добычей природных ресурсов.
- При этом стоит отметить фразу «ведущие деятельность в России». По всей видимости, помимо снятия привязки к наиболее прибыльным секторам экономики, это призыв ЕС российским предпринимателям — выводить свой бизнес из РФ.
- Кроме того, Совет ЕС обращает внимание на то, что, по их мнению, ведущие бизнесмены часто используют членов семей и иных лиц для обхода санкций и сокрытия своих активов. В этой связи Совет считает необходимым вносить в санкционные списки две дополнительные категории:
— близких родственников;
— физических лиц, которые извлекают выгоду от таких ведущих бизнесменов.
Близкие родственники ведущих бизнесменов
Кто понимается под близкими родственниками — Совет не разъясняет, однако, руководствуясь иными регуляторными документами ЕС (например, по миграции), можно предположить, что в данную категорию попадут:
- супруги;
- наследники (дети, как родные, так и усыновленные/удочеренные; внуки);
- родители;
- лица, над которыми установлена опека.
В новой редакции данные лица, по всей видимости, будут «прицепом» вноситься в санкционные списки, безотносительно их реального участия в бизнесе и/или извлечения из него выгоды, а также установления факта финансирования бюджета РФ. Достаточно будет установления такого факта в отношении ведущего бизнесмена.
Физические лица, которые извлекают выгоду от ведущих бизнесменов
Для внесения данных лиц в список формально установлен дополнительный тест, а именно необходимость доказать извлечение выгоды. Однако, не исключен риск включения в список лиц без детального анализа, так как у регулятора крайне высокая загрузка, и нередко он учитывает публикации в СМИ. В таком случае, внесенному лицу придется оспаривать такое включение и доказывать отсутствие оснований.
Вызывает определенную тревогу следующее: несмотря на то, что в преамбуле Совет ЕС указывает цель внесения данных лиц в санкционные списки как борьбу с обходом санкций и сокрытием активов подсанкционных лиц, тем не менее, в Резолюцию такие формулировки прямо не вошли, и регулятор может очень широко трактовать текст «извлечения выгоды от ведущих бизнесменов».
«Обычные» бизнесмены
Совет ЕС также указал в качестве новых целей для санкций бизнесменов (видимо, не входящих в первые десятки Форбс и не подпадающих под понятие «олигархи»), деятельность которых является существенным источником дохода Правительства РФ. Поскольку понятие существенности крайне оценочное, то у ЕС появился инструмент вносить в санкционные списки владельцев практически любого относительно крупного бизнеса.
Что теперь под угрозой?
- Ведение бизнеса через близких родственников или номинальных владельцев;
- Сокрытие своих активов у родственников или доверенных лиц;
- Структурирование ведения бизнеса через посредников, которые помогали санкционным лицам, будет под пристальным вниманием регуляторов, что, как минимум, приведет к нежеланию западных партнеров участвовать в таких цепочках;
- Потенциальный риск несут любые экономические отношения с ведущими бизнесменами из санкционных списков, так как не ясно, что ЕС будет понимать под извлечением выгоды от таких лиц.
Когда вступило в силу?
Данные изменения вступили в силу 7 июня 2023 г.